Итоги мониторинга

Общественной молодежной палатой при Законодательном Собрании Еврейской автономной области, на основании плана работы, утвержденного на Общем собрании, проведен мониторинг закона Еврейской автономной области №266-ОЗ от 31.03.2004 «О государственной поддержке детских и молодежных общественных объединений в Еврейской автономной области». Мониторинг проведен Королевым Виктором и Воропаевой Марией. 

Государственная поддержка молодежных и детских общественных объединений Российской Федерации определена Федеральным законом        № 98-ФЗ от 28.06.1995 «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (далее – федеральный закон). Вопросы государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений в субъектах Российской Федерации регулируются законодательством субъектов Российской Федерации.
В Еврейской автономной области государственная поддержка детских и молодежных общественных объединений осуществляется на основе закона Еврейской автономной области №266-ОЗ от 31.03.2004 «О государственной поддержке детских и молодежных общественных объединений в Еврейской автономной области» (далее – закон области), последние изменения в закон были внесены в 2008 году (закон Еврейской автономной области от№392-ОЗ 25.06.2008 «О внесении изменений в закон ЕАО «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Еврейской автономной области»). Законом области определены гарантии, общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений в Еврейской автономной области.
В период с 2008 года в Еврейской автономной области объем средств областного бюджета выделенный на предоставление субсидий на реализацию проектов (программ) молодежных и детских общественных объединений в Еврейской автономной области составил 340 000 рублей (поддержано 8 проектов (программ) 5 молодежных и детских общественных объединений). В Реестр областных молодежных и детских общественных объединений и молодежных центров, пользующихся государственной поддержкой, по состоянию на 29 декабря 2012 года, включено 7 областных молодежных и детских общественных объединений и молодежных центров.
Согласно закона области, государственная поддержка оказывается зарегистрированным в установленном федеральным законодательством порядке, внесенным в реестр областных молодежных и детских общественных объединений и обратившихся за такой поддержкой в органы исполнительной власти области:
1) молодежным объединениям граждан в возрасте от 14 до 30 лет, объединившихся на основе общности интересов для совместной деятельности, направленной на удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей, социальное становление и развитие членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод;
2) детским объединениям, в которые входят граждане в возрасте от 8 до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов, развитие творческих способностей и социальное становление членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод.
Государственная поддержка молодежных и детских объединений осуществляется при соблюдении ими следующих условий:
1) объединение действует на территории области не менее одного года с момента его государственной регистрации;
2) объединение насчитывает не менее 100 членов, либо заявленный объединением для финансирования проект (программа) предусматривает осуществление социально значимой деятельности, охватывающей не менее чем 500 детей и (или) молодых граждан;
3) численность членов до 30 лет - в молодежном объединении, до 18 лет - в детском объединении составляет не менее 90 процентов от общей численности объединения.
Для получения государственной поддержки установлен также перечень требований для молодежных и детских общественных объединений. Первое требование, связано с необходимостью деятельности объединения на территории области не менее одного года с момента его государственной регистрации. Второе требование – о количественном составе членов либо заявленный объединением для финансирования проект (программа) должен предусматривать осуществление социально-значимой деятельности, охватывающей не менее чем 500 детей и (или) молодых граждан. Третье – о численности членов до 30 лет в молодежном объединении, а в детском до 18 лет, в количестве не менее 90 процентов.
Что касается количественного состава, считаем возможным его уменьшить. Например, в Ленинградской области – минимальная численность членов объединения, претендующего на получение государственной поддержки, составляет 50 членов  (Областной закон Ленинградской области от 16.06.1999 № 37-ОЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений, общественных объединений, реализующих молодежную политику на территории Ленинградской области»), в Забайкальском крае – минимальная численность членов объединения, претендующего на получение государственной поддержки, составляет 25 членов (Закон Забайкальского края от 29.10.2010 N 421-ЗЗК «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Забайкальском крае»). Считаем возможным, для Еврейской автономной области установить минимальную численность членов молодежного или детского общественного объединения, претендующего на государственную поддержку,  в количестве 15 членов.
В случае если объединение не имеет собственного проекта (программы) претендовать на получение государственной поддержки оно не может, в том числе той поддержки, которая не связана с финансированием проектов (программ). Вместе с тем, объединение может действовать на основании утвержденного плана работы, поэтому считаем данное требование излишним. Исходя из концепции федерального закона, закона области, государственная поддержка должна оказываться молодежным и детским организациям приоритетом в деятельности которых является общие гуманистические и патриотические ценности.
В законодательстве субъектов РФ по поддержке детских и молодежных общественных объединений (например, Амурская, Курская, Ленинградская области) требованиями к детским и молодежным общественным объединениям выступают только деятельность объединения не менее одного года (в Костромской области – не менее 3 месяцев) и наличие определенного количества членов. Считаем, что подобная позиция направлена на более широкую поддержку действующих объединений.
Законом Еврейской автономной области предусмотрены следующие формы государственной поддержки:
1) информационное обеспечение и подготовка кадров молодежных и детских объединений;
2) предоставление льгот молодежным и детским общественным объединениям;
3) финансирования проектов (программ) молодежных и детских общественных объединений.
Статья 4 закона области регламентирует оказание государственной поддержки по информационному обеспечению и подготовке кадров молодежных и детских объединений. В части 1 и части 2 указанной статьи закона области указано, что органы государственной власти области обязаны информировать молодежные и детские общественные объединения, действующие на территории области, о планируемых и реализуемых мероприятиях в сфере государственной молодежной политики через уполномоченный орган, а также что информация, предоставляемая органами государственной  власти области должна достоверно отражать проблемы, в решении которых могут принять участие молодежные и детские общественные объединения и формы этого участия.  Однако название статьи 4 закона области звучит как «Информационное обеспечение и подготовка кадров молодежных и детских объединений». Таким образом, название статьи не соответствует содержанию – необходимо дополнение статьи нормами о подготовке кадров молодежных и детских общественных объединений. Считаем, что подобная подготовка должна осуществляться по запросам детских и молодежных общественных объединений, в рамках средств, которые должны предусматриваться в областном бюджете на эти цели.
Статьей 7 закона области определяется государственная поддержка проектов (программ) молодежных и детских общественных объединений. Решение о государственной поддержке проекта (программы) принимается по результатам конкурса, который проводится в порядке, установленном правительством области. В целях реализации закона области принято постановление правительства области от 24.05.2011 № 242-пп «О порядке предоставления субсидий на реализацию проектов (программ) молодежных и детских общественных объединений в Еврейской автономной области» (далее – постановление). В разделе 4 постановления установлены критерии отбора проектов (программ). Согласно пункту 1 раздела 4 участник конкурса представляет проект (программу), направленную на развитие ранее осуществлявшейся им или текущей деятельности по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Вместе с тем, в части 3 статьи 7 закона области установлено, что правительством области может быть установлен только порядок  проведения конкурса. Установление требований к тематическому содержанию проектов нарушает принцип равенства права на государственную поддержку молодежных и детских объединений, отвечающим требованиям закона.
В целях поддержки молодежных и детских общественных объединений, в законе области предлагаем дополнить главу первую статьей, определяющей права детских и молодежных общественных объединений. Считаем необходимым в статье, указать право детских и молодежных общественных объединений на участие в обсуждении докладов органов государственной власти области по вопросам реализации государственной молодежной политики на территории области, участие в заседаниях органов государственной власти области при принятии решений по вопросам, затрагивающим права и законные интересы детей и молодежи, а также право вносить предложения субъектам законодательной инициативы в Законодательном Собрании области по подготовке и изменению нормативных правовых актов, затрагивающих права и интересы детей и молодежи. 
С целью повышения гражданской активности и поддержки деятельности молодежных и детских объединений считаем возможным начать разработку законопроекта, которым предусмотреть иные требования и условия поддержки молодежных и детских общественных объединений, позволяющие охватить большее количество таких объединений, чем это предусмотрено действующим законодательством, а также увеличить количество форм государственной поддержки. 

Комментарии

  1. На основании данных мониторинга будет подготовлен проект закона области, который будет внесен в Законодательное Собрание в марте. Ответственный за внесение - Королев Виктор.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога