Итоги мониторинга
Общественной молодежной палатой при Законодательном Собрании Еврейской автономной области, на основании плана работы, утвержденного на Общем собрании, проведен мониторинг закона Еврейской автономной области №266-ОЗ от 31.03.2004 «О государственной поддержке детских и молодежных общественных объединений в Еврейской автономной области». Мониторинг проведен Королевым Виктором и Воропаевой Марией.
Государственная
поддержка молодежных и детских общественных объединений Российской Федерации
определена Федеральным законом №
98-ФЗ от 28.06.1995 «О государственной поддержке молодежных и детских
общественных объединений» (далее – федеральный закон). Вопросы государственной
поддержки молодежных и детских общественных объединений в субъектах Российской
Федерации регулируются законодательством субъектов Российской Федерации.
В Еврейской автономной
области государственная поддержка детских и молодежных общественных объединений
осуществляется на основе закона Еврейской автономной области №266-ОЗ от
31.03.2004 «О государственной поддержке детских и молодежных общественных
объединений в Еврейской автономной области» (далее – закон области), последние
изменения в закон были внесены в 2008 году (закон Еврейской автономной области
от№392-ОЗ 25.06.2008 «О внесении
изменений в закон ЕАО «О государственной поддержке молодежных и детских
общественных объединений в Еврейской автономной области»). Законом области определены
гарантии, общие принципы, содержание и меры государственной поддержки
молодежных и детских общественных объединений в Еврейской автономной области.
В период с 2008 года в
Еврейской автономной области объем средств областного бюджета
выделенный на предоставление субсидий на реализацию проектов (программ)
молодежных и детских общественных объединений в Еврейской автономной области
составил 340 000 рублей (поддержано 8 проектов (программ) 5 молодежных и
детских общественных объединений). В Реестр областных молодежных и детских
общественных объединений и молодежных центров, пользующихся государственной
поддержкой, по состоянию на 29
декабря 2012 года, включено 7 областных молодежных и
детских общественных объединений и молодежных центров.
Согласно закона области,
государственная поддержка оказывается зарегистрированным в установленном
федеральным законодательством порядке, внесенным в реестр областных молодежных
и детских общественных объединений и обратившихся за такой поддержкой в органы
исполнительной власти области:
1) молодежным объединениям
граждан в возрасте от 14 до 30 лет, объединившихся на основе общности интересов
для совместной деятельности, направленной на удовлетворение духовных и иных
нематериальных потребностей, социальное становление и развитие членов
объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод;
2) детским объединениям, в
которые входят граждане в возрасте от 8 до 18 лет и совершеннолетние граждане,
объединившиеся для совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов,
развитие творческих способностей и социальное становление членов объединения, а
также в целях защиты своих прав и свобод.
Государственная поддержка
молодежных и детских объединений осуществляется при соблюдении ими следующих
условий:
1) объединение действует на
территории области не менее одного года с момента его государственной
регистрации;
2) объединение насчитывает
не менее 100 членов, либо заявленный объединением для финансирования проект
(программа) предусматривает осуществление социально значимой деятельности,
охватывающей не менее чем 500 детей и (или) молодых граждан;
3) численность членов до 30
лет - в молодежном объединении, до 18 лет - в детском объединении составляет не
менее 90 процентов от общей численности объединения.
Для получения государственной
поддержки установлен также перечень требований для молодежных и детских
общественных объединений. Первое требование, связано с необходимостью
деятельности объединения на территории
области не менее одного года с момента его государственной регистрации. Второе
требование – о количественном составе членов либо заявленный объединением для
финансирования проект (программа) должен предусматривать осуществление
социально-значимой деятельности, охватывающей не менее чем 500 детей и (или)
молодых граждан. Третье – о численности членов до 30 лет в молодежном
объединении, а в детском до 18 лет, в количестве не менее 90 процентов.
Что касается количественного состава, считаем
возможным его уменьшить. Например, в Ленинградской области – минимальная численность членов
объединения, претендующего на получение государственной поддержки, составляет
50 членов (Областной закон Ленинградской области от 16.06.1999 №
37-ОЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных
объединений, общественных объединений, реализующих молодежную политику на
территории Ленинградской области»), в Забайкальском крае – минимальная численность членов
объединения, претендующего на получение государственной поддержки, составляет
25 членов (Закон Забайкальского края от 29.10.2010 N 421-ЗЗК «О
государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в
Забайкальском крае»). Считаем
возможным, для Еврейской автономной области установить минимальную численность
членов молодежного или детского общественного объединения, претендующего на
государственную поддержку, в количестве
15 членов.
В случае если
объединение не имеет собственного проекта (программы) претендовать на получение
государственной поддержки оно не может, в том числе той поддержки, которая не
связана с финансированием проектов (программ). Вместе с тем, объединение может
действовать на основании утвержденного плана работы, поэтому считаем данное
требование излишним. Исходя из концепции федерального закона, закона области,
государственная поддержка должна оказываться молодежным и детским организациям
приоритетом в деятельности которых является общие гуманистические и
патриотические ценности.
В законодательстве
субъектов РФ по поддержке детских и молодежных общественных объединений
(например, Амурская, Курская, Ленинградская области) требованиями к детским и
молодежным общественным объединениям выступают только деятельность объединения
не менее одного года (в Костромской области – не менее 3 месяцев) и наличие
определенного количества членов. Считаем, что подобная позиция направлена на
более широкую поддержку действующих объединений.
Законом
Еврейской автономной области предусмотрены следующие формы государственной
поддержки:
1)
информационное обеспечение и подготовка кадров молодежных и детских
объединений;
2)
предоставление льгот молодежным и детским общественным объединениям;
3)
финансирования проектов (программ) молодежных и детских общественных
объединений.
Статья
4 закона области регламентирует оказание государственной поддержки по
информационному обеспечению и подготовке кадров молодежных и детских
объединений. В части 1 и части 2 указанной статьи закона области указано, что
органы государственной власти области обязаны информировать молодежные и
детские общественные объединения, действующие на территории области, о
планируемых и реализуемых мероприятиях в сфере государственной молодежной
политики через уполномоченный орган, а также что информация, предоставляемая
органами государственной власти области
должна достоверно отражать проблемы, в решении которых могут принять участие
молодежные и детские общественные объединения и формы этого участия. Однако название статьи 4 закона области
звучит как «Информационное обеспечение и подготовка кадров молодежных и детских
объединений». Таким образом, название статьи не соответствует содержанию –
необходимо дополнение статьи нормами о подготовке кадров молодежных и детских
общественных объединений. Считаем, что подобная подготовка должна
осуществляться по запросам детских и молодежных общественных объединений, в
рамках средств, которые должны предусматриваться в областном бюджете на эти
цели.
Статьей
7 закона области определяется государственная поддержка проектов (программ)
молодежных и детских общественных объединений. Решение о государственной
поддержке проекта (программы) принимается по результатам конкурса, который
проводится в порядке, установленном правительством области. В целях реализации
закона области принято постановление правительства области от 24.05.2011 № 242-пп «О порядке предоставления
субсидий на реализацию проектов (программ) молодежных и детских общественных
объединений в Еврейской автономной области» (далее – постановление). В разделе
4 постановления установлены критерии отбора проектов (программ). Согласно
пункту 1 раздела 4 участник конкурса представляет проект (программу),
направленную на развитие ранее осуществлявшейся им или текущей деятельности по профилактике
правонарушений среди несовершеннолетних. Вместе с тем, в части 3 статьи 7
закона области установлено, что правительством области может быть установлен
только порядок проведения конкурса.
Установление требований к тематическому содержанию проектов нарушает принцип
равенства права на государственную поддержку молодежных и детских объединений,
отвечающим требованиям закона.
В
целях поддержки молодежных и детских общественных объединений, в законе области
предлагаем дополнить главу первую статьей, определяющей права детских и
молодежных общественных объединений. Считаем необходимым в статье, указать
право детских и молодежных общественных объединений на участие в обсуждении
докладов органов государственной власти области по вопросам реализации государственной
молодежной политики на территории области, участие в заседаниях органов
государственной власти области при принятии решений по вопросам, затрагивающим
права и законные интересы детей и молодежи, а также право вносить предложения
субъектам законодательной инициативы в Законодательном Собрании области по
подготовке и изменению нормативных правовых актов, затрагивающих права и
интересы детей и молодежи.
С целью повышения гражданской активности и поддержки
деятельности молодежных и детских объединений считаем возможным начать
разработку законопроекта, которым предусмотреть иные требования и условия поддержки
молодежных и детских общественных объединений, позволяющие охватить большее
количество таких объединений, чем это предусмотрено действующим законодательством,
а также увеличить количество форм государственной поддержки.
На основании данных мониторинга будет подготовлен проект закона области, который будет внесен в Законодательное Собрание в марте. Ответственный за внесение - Королев Виктор.
ОтветитьУдалить